Арзамас

 
 

         Арзамас — старинный русский город, один из интереснейших городов Нижегородской области, находится в 110 км от Нижнего Новгорода, в 410 км от Москвы, на пересечении железнодорожных магистралей и ряда автодорог. По промышленному развитию и численности населения (163 тыс. чел.) он заметно выделяется среди других городов, являясь своего рода «столицей» Нижегородского правобережья.

 

   Арзамас основан середине XVI века как крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552 году на месте древнейшего мордовского поселения эрзя, когда шел своим третьим походом на Казань. Название города связано с именами двух братьев Эрзая и Маcая. которые, по одной из легенд, встретили Ивана Грозного дарами и первыми приняли православную веру. Официально датой основания считается 1578 год. Городу-крепости «велено быти на государевой службе». Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства. Воинская слава города отражена в гербе, утвержденном в 1781 году. Он изображается в форме щита, на золотом поле два стропила: верхнее — красное, нижнее — зеленое. С 1719 года Арзамас — главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию. Число его жителей в начале XVIII века достигало почти 7000 человек, немногим меньше, чем в Нижнем Новгороде. С 1779 года Арзамас — уездный город.

  
Прошлое его сохранилось в архитектурном облике каменных купеческих домов, величественном образе Соборной площади, благородных фресках Воскресенского собора, полотнах первой провинциальной школьной живописи А.В. Ступина. Многие из великих русских писателей и поэтов оставили свой заметный след в общественной и культурной жизни города. Арзамас и ныне выглядит как город-музей. Чтобы узнать город лучше, почувствовать его, недостаточно только прочитать о нем. Посетите Арзамас, чтобы своими глазами увидеть этот интересный старинный город.
 

 
    
Главным украшением города является Воскресенский собор, расположенный на Соборной площади. Он построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
    
    
Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788—1851), местный уроженец, ученик известного в России архитектора А. Н. Воронихина.

     Величественный храм стоит на высоком холме, завершая ансамбль его главной площади.
    
В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города.
    
Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см).
    
На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пр. Богородицы» (северный).
    
В советское время собор собирались взорвать, но из-за сильного возмущения жителей храм было решено просто закрыть.
    
В 1947 году в храме снова стали проходить службы.

     «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев.

    
В Воскресенском соборе хранится одна из главных, известных и почитаемых святынь Арзамаса - Животворящий крест Господень.
 

     По преданию, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века неким Шаянским.
    
В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских. Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки.
   
 Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший по своему обыкновению посещал богослужение Макарьева Желтоводского монастыря.
    
По окончании литургии, он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Молодой человек зашел на лодку и стал молиться. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», - ответил хозяин.
   
Братья с радостью дали нужную сумму. Но, когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько не расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было.
   
Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст он преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.
  
 Крест братья поставили на Красном крыльце, так как внести его в дом не смогли - двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но как ни старались - внести святыню не удалось. Тогда послали за священником, чтобы тот отслужил молебен. Но, во время молитвы, младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика Распятого Христа. Тогда, всем стало ясно, что святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием.
   
Животворящий крест был перенесен в церковь Ильи Пророка, где он и пребывал вплоть до начала XX века.
   
В Воскресенском кафедральном соборе был устроен музей атеизма, куда большевики свозили с разоряемых храмов наиболее ценные «экспонаты» церковного «прошлого». Когда церкви стали возвращаться верующим, среди икон и утвари закрывшегося музея была обретена и арзамасская святыня.

    Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших и происходящих по молитвам перед Крестом Животворящим: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. В частности усердные молитвы арзамасцев перед Животворящим Крестом остановили страшный пожар, начавшийся 26 апреля 1883 года в нижней части города. При сильном ветре огонь уничтожил значительную часть города, 2 церкви и уже подходил к Ильинскому храму. Тогда из церкви был вынесен Животворящий Крест и обнесен вокруг церковной ограды. После этого, ветер утих и пожар перестал распространяться. Множество людей, с верою обращаясь к Спасителю, перед его образом, получали и получают исцеления. Сохранились свидетельства об исцелении расслабленных, прозрении слепых, и избавлении детей от различных болезней.


В
Арзамасе рядом с Воскресенским собором сохранился единственный (из 5) действующий монастырь.
Свято-Николаевский женский монастырь
 

     Время основания Свято-Николаевского женского монастыря точно не установлено. Предположительно обитель возникла около 1580 года.
    
Известно, что в 1588 году в дар новому монастырю была принесена резная скульптура Николы Можайского. В дальнейшем, обители покровительствовал царь Василий Иванович Шуйский, который в свое недолгое правление успел подарить монастырю мельницу. Большую помощь монастырю оказывал также царь Михаил Федорович.
    
Первые строения обители просуществовали до большого пожара первой трети XVII века, когда, кроме монастыря, сгорела и арзамасская крепость.
    
Теплый Богоявленский храм вскоре был восстановлен на благотворительные средства и был единственным в обители около 30 лет. Лишь в 1683 году была отстроена и освящена первая каменная Никольская церковь.
    
Новый большой пожар случился в 1726 году. Однако трудами сестер и жителей города обитель вновь поднялась. На месте деревянной теплой церкви в 1738 году был выстроен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления. На первом этаже храма размещалась больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С 1764 года являлся общежительным женским монастырем III класса. До закрытия монастыря в ХХ столетии на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа.

     В монастыре проживало более 200 насельниц. В 1918 году Арзамас стал ставкой Восточного фронта Красной армии. Здания Свято-Николаевского монастыря частично были приспособлены для размещения прибывающих частей. 15 сентября 1920 года насельницы обители объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству. Сестры артели вплоть до лета 1923 года выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной Армии, вязали сети для Главрыбы, мыли полы в помещениях органов власти, а также трудились на полях района.
    
Несмотря на лояльное отношение к большевикам, в 1928 году артель была разогнана, а монастырь закрыт. Церковные здания монастыря частично разрушили, частично стали использовать под жилье и различные светские учреждения.
    
В 1994 году монастырь был передан Нижегородской епархии, началось восстановление обители и возрождение монашеского делания.

 
В
Свято-Николаевском женском монастыре находится одна из самых почитаемых чудотворных икон Арзамаса  - Избавление от бед страждущих.
 

     В 1997 году в Свято-Николаевский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранятся непригодные для службы иконы.
   
Однажды игуменья монастыря матушка Георгия, разбираясь в запаснике, повелела, эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице, сказав, что она вскоре будет обновляться.
   
Насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах.
  
 Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божьей и ручку Младенца.
  
 В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Божьей Матери и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.
   
Как-то в Никольский монастырь приехала рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят Ангелы, и предположила, что это лик Божьей матери «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения.
   
И только летом 2001 года очистилась надпись. Когда число паломников, приходящих к этой иконе стало увеличиваться, в монастыре было принято решение перенести ее в более доступное место. Сестры, переносившие икону, заметили, что красочный слой иконы практически осыпался - образ пресвятой Богородицы источает само дерево. Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист.
   
Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит множество писем с просьбами помолиться перед этой иконой.
 

 

    
Еще одна чудотворная икона - Достойно есть, находящаяся в Свято-Николаевском женском монастыре, или как в народе ее прозвали - Изрубленная
 

     Икона Божией Матери «Достойно есть» Арзамасского Свято-Николаевского женского монастыря - своеобразное свидетельство эпохи богоборчества.

    
Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь.

    
Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаз Богородицы. В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли её на крестный ход.

    
Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как лик Богородицы, душами.

    
В народе икону прозвали «Изрубленной». Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые, только на лбу. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог и Его Пречистая Матерь поруганы не бывают.

    
Монахини говорят, что перед этой иконой нужно молиться за своих не родившихся детей.
 

 
    
Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (Седмиезерная). Хранится в церкви в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (с. Выездное)
 

     Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в ХVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерской пустыни близ города Казани.
    
Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери – список со Смоленской иконы Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. Он благословил этой иконой место будущей обители.
    
В 1655 году по всей России свирепствовала моровая язва. В Казани от нее умерло 48 тысяч человек - почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине во сне предстал некий светлый муж и повелел, чтобы жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Божией Матери.
    
Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться.
     
В то время в Казани воеводою был владелец Выездного Михаил Михайлович Салтыков. Когда эпидемия в городе после молитв пред чудотворным образом стала прекращаться, к боярину пришли его крепостные из Выездновской слободы с известием, что моровая язва свирепствует и в окрестностях Арзамаса. Тут же Салтыков повелел сделать копию с чудотворной иконы и послал ее в свою вотчину. По прибытии иконы эпидемия в Арзамасе и его окрестностях прекратилась.
    
Впоследствии список иконы ознаменовался многими другими чудесами.

г. Нижний Новгород, ул.Долгополова 50/40, офис 408, тел.: +7-920-030-13-09, +7-831-291-72-00, 233-22-20, e-mail: 9200301309@mail.ru