Святые источники земли Дивеевской

 
 

    Почему в народе одни бьющие из-под земли ключи называют просто родниками, а другие - святыми источниками, и в чем заключается их чудодейственная сила?

 

     Главное значение воды в Священном Писании — это зримые знаки милости и благословения Божия. Образ воды символизировал дарованные Богом благоденствие и благополучие.

    
Но вот пришло время Нового Завета, и Спаситель подошел к реке Иордан. Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса и воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Две тысячи лет назад, погрузившись в иорданские воды, Спаситель Своим Божеством очистил их до непостижимых разуму глубин. Отныне всякий человек, идущий за Христом в купель Крещения, выходит из нее очищенным от грехов. Так вода для христианина приобрела особое, таинственное значение.

     Происхождение святых источников различно. Одни появились сверхъестественным путем на месте чудесного явления Божией Матери, угодников Божиих или их икон. Другие вытекают из-под алтаря и почитаются как освященная святыня храма. Над третьими ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, которому посвящают источник. Третьи уже своим расположением в святом месте привлекают к себе богомольцев. У четвертых замечают свойства помогать при различных заболеваниях. Слава о таких родниках, наделенных особой благодатью Божией, распространяется в народе, и к ним начинается паломничество. Здесь ищут прощения и отпущения грехов, духовного и телесного освобождения от болезней души и тела. Вода из таких родников являет чудодейственную помощь святых угодников Божиих, она почитается как особая милость Бога к нам. И считаются такие источники святыми.

 

     «Как отрадно чувствует себя душа в тех местах, где есть чудотворные колодцы, — писал дивеевский паломник .- Как успокоительно действует мягкий всплеск воды и чистые струи, в которые Богу угодно было вложить Свою непостижимую исцеляющую и укрепляющую силу».

 
   

Источник в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево,
именуемый в народе "Казанский".

     Источник находится на окраине села Дивеево за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.
    
Он пробился из-под земли еще во времена Иоанна Грозного после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 г.

    
Источник был почитаем еще в XVIII веке при родоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. В часовне у источника хранилась явленная икона Казанской Божией Матери.

    
Часовня была разрушена в 1939 году. За три года до этого дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника икону Казанской Божией Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась, ее хранительницей была схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. Теперь эта святыня находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1950-е годы на короткое время часовню восстановили, а затем вновь разрушили, иконы разбросали. По воспоминаниям, часовня была высокой, с множеством икон по стенам, в центре находился сруб-источник, из которого по желобу наружу вытекал ручеек, из него брали воду. В Казанском источнике купали больных детей, брали воду в ведра и обливались.

    
В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.
    
    
Считается, что особую помощь при купании в святом источнике в честь Казанской иконы Божией Матери получают от болезней, связанных с усталостью от тяжёлой работы.


Источник матушки Александры.

     По свидетельству сестер первой общинки, живших при Казанской церкви, на могилке матушки Александры по ночам видели огонь и горящие свечи, слышали необычайный звон, а некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы ее. Затем в могиле слышалось какое-то журчание, и потому сложилось поверье в народе, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры.

    
Этот источник был у реки за дорогой, напротив Казанской церкви. Когда в советское время сделали дамбу и водохранилище, вода покрыла источник. Вниз по реке на юго-западе освятили другой источник, где и набирают теперь целительную воду.

     На Богоявление, в праздник иконы Божией Матери "Живоносный Источник", Преполовение Пятидесятницы и иные праздники сюда совершаются крестные ходы и освящается вода. Известны случаи исцелений после купания в этом ключе. Прежде здесь был родничок, в котором купались дети. После устройства плотины в начале 60-х годов и затопления старинного Ближнего источника Матушки Александры, его название перешло на этот маленький ключ.

    
Был еще один источник матушки Александры, за версту по течению реки. Старица вырыла этот источник сама, когда для созидаемой ею Казанской церкви ломали камень для извести под горой на берегу реки Вичкинзы. Она приходила сама носить камни и для утоления жажды рабочих и прохлаждения от трудов и жары вырыла этот колодезь. Над источником была построена часовня, в которой хранилась Иверская икона. Ныне этот источник находится в запустении. Старое название перенесли на новый источник, который находится недалеко от теперешнего источника матушки Александры.
  

 

 


 


Источник в честь великомученика Пантелеимона-целителя

    Источник этот существовал всегда. Он находится в нескольких метрах от источника в честь иконы Казанской Божьей Матери. Но из-за крутого берега и топкой поймы речки доступ к нему был ограничен. И только ребятишки отваживались пробираться к нему.

   
Чтобы посмотреть на чудо, когда из камней вытекает чистейшая холодная вода. С наслаждением пили живительную влагу, брызгались и умывались. А через какое-то время родители замечали, что вдруг заживали всевозможные детские болячки, с которыми не могли справиться привычные врачебные снадобья.

    
В жаркие летние дни, когда можно было с трудом, но безопасно добраться до родника, просили принести воды именно с этого источника. Зная, что ребятишки обязательно долго и с интересом будут принимать целебные ванны. Так сложилось поверье, что вода из этого источника помогает в лечении затянувшихся и не ясных болезней. И особенно помогает детям.

    
Несколько лет назад источник был благоустроен стараниями Дивеевского монастыря и освящён в честь  Святого великомученика Пантелеимона целителя.

 

 

 


Источник в честь иконы Божией Матери Умиление

    Этот источник долгое время был в забвении. В результате хозяйственной деятельности постепенно камни, из-под которых бил ключ закрылись слоем грунта с возвышающейся над ним вершины. И вода из источника текла в речку под землёй.

    
В год начала очередного глобального кризиса источник открыт и благоустроен стараниями Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. На источнике установлена часовня и просторные купальни. Рядом с ними установлен поклонный камень. Перед комплексом оборудована просторная площадка для отдыха.

    
В тот же год источник был освящён. По мнению очевидцев, посещение источника способствует освобождению души человека от тягот прошлого и обновление восприятия будущего.

    
Освобождает от злых наветов, предлогов и помогает найти путь правильный в делах житейских и духовных.

 

 


 
Источник в честь преподобного Серафима Саровского

     На берегу реки Сатис вблизи посёлка Цыгановка расположен источник в честь Серафима Саровского.  Он находится недалеко от пустынки, в которой святой старец провёл долгие годы затвора. И поэтому почитается более других мест, связанных с житием святого Серафима Саровского.
 
    
С возникновением источника связано предание о том, будто бы солдаты охраны в очередной раз обходили периметр закрытого города. И один из них вдруг с высокого берега увидел сгорбленного старичка в светлой одежде. На вопрос о том, что он здесь делает, старичок ничего не ответил, а лишь трижды ударил посохом по камешкам на берегу у самой воды. Пока охранник спустился с обрыва, старичок исчез, а на месте видения из-под обнажённых камней солдат увидел полноводный источник.

    
С этого времени источник на высоком крутом берегу Сатиса стали связывать с именем батюшки Серафима Саровского.

    
Для поклонения к источнику потянулись не только местные жители, но и немногочисленные в то время приезжие паломники. Поэтому во времена активных богоборцев источник решили засыпать. Подогнали мощный трактор, он не смог выполнит работу, потому что сломался. Когда тракторист ждал, пока привезут новую деталь, ему из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Под впечатлением от видения механизатор долго не мог починить трактор. А к концу рабочего дня пришёл тягач с трейлером, и трактор перегнали на другую работу. 

    
Впервые источник благоустроили в конце лета 1991 года. На месте источника устроили колодец, небольшую купальню и импровизированную часовню.

    
В 1994 году начались масштабные работы по обустройству источника Серафима Саровского. Русло реки Сатис от источника отвели, а на месте выхода источника устроили озеро. Источник расположен на левом, труднодоступном берегу. Поэтому для перехода посетителей устроили пешеходный мост. У самого источника построили колодец и купальни. На правом берегу появилась добротная бревенчатая часовня. Перед источником оборудовали просторную стоянку для автомашин и автобусов.

    
17 июля 2009 года Часовню освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в честь Преподобного Серафима Саровского. Чин освящения воды здесь совершается на праздник Крещения.


Источник "Явленный" близ села Кременки Дивеевского района

     Местные жители свято хранят историю источника, передавая её из поколения в поколение.

   
В 1670 году 9 сентября произошла жестокая битва в селе Кременки между царскими воинами и отрядами Степана Разина. А 8 сентября в источнике являлся лик Божией Матери. Она плакала. Заступница оплакивала павших воинов. После сражения не хватало воды в колодцах обмыть тела убиенных. С тех пор источник получил своё название «Явленный».
     
В 1903 году через с.Кременки проезжал царский поезд на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Местные жители торжественно встретили Государя и поднесли в деревянном ковше воды с источника. Напившись, царь Николай II сказал, что прежде такой воды не пивал. И попросил жителей проводить его до источника. Здесь он подарил в серебряном окладе икону Серафима Саровского. Жители рассказывали, как в советские времена вывозили мощи преподобного Серафима Саровского из Сарова. Четыре одинаковых тройки разъехались из бывшего мужского монастыря на четыре стороны. Когда одна из этих троек въехав на взгорок поравнялась с Явленным источником, колокол Кременковской церкви сам по себе ударил в набат. И люди припадая на колени возле дороги, со слезами провожали серый гробик с мощами преподобного Серафима Саровского.  

    
Давно это было. Шли женщины с сенокоса. Наступал вечер, а солнце печёт по полуденному. Дорога петляет рядом с тем местом, где журчит ручей.
- Испить бы да умыться, - промолвила одна.
- Потерпим, - отозвались подруги.
Вдруг разом все повернули взгляды к склону. Присмотрелись, и вправду, стоит старичок в одеянии монашеском, волосы седые, длинные, борода такая же. Стоит, а сам рукой машет, женщин подзывает. Переглянулись бабы, грабли с кошёлками в рожь положили и свернули к роднику. Подошли поближе и видят : монах-то и не на пригорке стоит, а как бы парит над родниковой водой. И не монах это, а преподобный батюшка Серафим. Упали женщины на колени, а батюшка подошёл к передней и тихо, ласково произнёс :
- Знаете ли вы Дивеевскую канавку ?
- Знаем, отче, - отвечали испуганные женщины.
- По ней совершает свой ход Владычице, - произнёс батюшка Серафим, и светлые слёзы потекли из его глаз, да так обильно, что стали бисером падать на родниковую гладь.


- И это слышали, батюшка, - отвечали женщины.
- Послушайте, что Вам скажет убогий старик. Прежде чем пройти по канавке, Владычица этой родниковой водой умывает Своё пресветлое лицо. 
А в это время пошёл по ложбинке прохладный воздух. Каждого лица он коснулся и очистил усталые глаза, будто и не было тяжёлого сенокосного дня. Очнулись женщины и видят : по родниковому зеркалу круги расходятся, а от пригорка, с которого говорил с ними преподобный батюшка Серафим, только голубоватое облачко к небу поднимается…

История источника взята с информационного щита, висящего на купели источника.

г. Нижний Новгород, ул.Долгополова 50/40, офис 408, тел.: +7-920-030-13-09, +7-831-291-72-00, 233-22-20, e-mail: 9200301309@mail.ru