Царский скит

 
 

   
     В
наши дни, когда стали возрождаться церкви и монастыри, а интерес к святыням заметно возрос, все большее число паломником устремляет свои взоры и стопы к Царскому скиту.

 

   На окраине поселка Лесозавод, на юге первомайского района, на границе с Мордовским заповедником, неподалеку от лесной речки Сатис расположен Царский скит.

  
Его славное и загадочное прошлое, еще недостаточно ныне изученное, как и полное тайн и загадок настоящее, манят к себе посетителей, паломников со всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, как святостью здешних мест, овеянных подвигами преподобного Серафима, Саровского чудотворца, так и новым, современным звучанием царской темы. Почитание и память о Царе-мученике Николае II и царской семье, прославленных в лике страстотерпцев, вольно или невольно ассоциируется у современников с самим названием святого места - Царский скит.

   
История Царского скита берет начало в 1860-х годах XIX столетия и напрямую связана с возникновением и развитием Серафимо-Понетаевского женского монастыря при селе Понетаевка Арзамасского уезда Нижегородской губернии.

     
Архивные документы, мемуарные источники доносят до нас скупые сведения, проливающие свет на события
   той давней поры, которые дают представление о зарождении скита и появлении "царского следа" в его
   названии. Но нигде, сразу отметим, не упоминается, что кто-либо из императорских особ когда либо посещали в
    XIX - XX веках это место в глубинке Самодержавной России, именуемой Царским скитом или Царской дачей.
 

     В 1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и полей. Царский скит Серафимо-Понетаевского монастыря расположился на реке Сатис близ святых камушков св. преп. Серафима в глубине дремучего Саровского леса, в 12 верстах от Дивеева.

    
С 1864 по 1914 год на Царском скиту было поставлено 12 келий-изб, каменный Храм в честь иконы «Введение во храм Божией Матери», освященный в честь чудотворной иконы Богородицы «Знамение». Выстроена также колокольня с медными колоколами и чудным малиновым звоном. Колокольня соединяла 2-х этажный храм с Крестильней. Скит был обнесен 5-и метровой каменной стеной. Внутри «Кремлевских» стен по периметру проходили арки-ниши, в которых размещались иконы-картины (притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского.
    
    
Вся жизнь монастырская, скитов, тем более Царского скита, была пронизана любовью и почитанием преподобного, следованию его заветам. Устав монашеский был строгим. В скиту подвизались 48–50 насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы.
Из  рассказов старожил здешних мест стало известно, что монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки святого Серафима.

      «
Кремлевская» стена по углам венчалась квадратными башнями с ангелами наверху изумительной красоты, а при въездах в скит на воротах Вас встречали Херувимы и Серафимы удивительной лепной работы. Южные и Северные ворота венчались иконами «Знамение» и «Введение во Храм Божией Матери».

     
У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской. Она начиналась с Южных ворот, проходила вдоль леса и заканчивалась у Северных ворот. Началом и окончанием Богородичной аллеи являлся Введенский храм. В конце сосновой аллеи располагалась 2-х этажная трапезная, 1-й этаж был каменный, 2-й этаж – деревянный. На 1-м этаже располагались 2-х метровые чаны, где производились разные засолы (грибы, капуста, огурцы, рыба и т. д.). В 1960 г. трапезная сгорела или по халатности или по злому умыслу.

    
Сосновая аллея – это уникальная святыня. При постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель. В сосновой аллее насчитывалось около 330 сосен. Сосны посажены с шагом 3м., попарно, а ели высаживались с шагом 1,5м, то есть в середине между соснами. В начале Богородичной аллеи посажена огромная ель, ее корни сплетены крестом – это игуменская ель – первой и последней настоятельницы Царского скита – игуменьи Александры, из царского рода.

    
В 1927 году после долгих допросов и пыток игуменья Александра была расстреляна в подвале Крестильни.
 












    
В настоящее время сохранились Крестильня, сосновая аллея, место погребения убиенной игуменьи Александры, святые камни преподобного батюшки Серафима, 6 келий монашеских и 3 – в поселке Прибрежном – всего около 9 келий, Царский колодец, освященный в 1913-1914 годах по особому благословению царя Николая II. Сам храм, стены стерты с лица земли, трапезная сгорела.

Материал подготовлен с использованием книги "Царский скит: история и современность", Дивеево 2009, авторы книги: Шекуров В.А., Шекурова Н.А.
Фотографии,  использованные в рассказе - автора и создателя сайта - Боковой Елены.
Копирование информации возможно только с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ссылкой на данный сайт.
 

г. Нижний Новгород, ул.Долгополова 50/40, офис 408, тел.: +7-920-030-13-09, +7-831-291-72-00, 233-22-20, e-mail: 9200301309@mail.ru